РБК
Последние рейтинги

Прочие рейтинги

Федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций России за 2004 год

Рейтинг актуален на 24.06.05

Методология рейтингового процесса, разработанная Информационно-рейтинговым агентством (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС», имеет единый стандарт для различных сегментов рынка бизнес-услуг. Это позволяет производить каскадный анализ отрасли в целом, каждого сегмента и компании в отдельности. И на его основе составлять комплексный прогноз развития. В том числе аудита, консалтинга, оценки, рекрутмента, маркетинга, PR, коучинга и др. Основой методологии является трехмерная рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ.

Методология интегрированного рейтинга аудиторских организаций аудирована ведущими специалистами и экспертами в области аудиторской деятельности, являющимися, в том числе консультантами официального ежегодного бизнес-каталога «Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье». Она основывается, прежде всего, на двух группах критериев. Первая группа – комплекс внутрикорпоративных показателей аудиторской деятельности. Вторая - внешние проявления деловой активности организации, компании, фирмы. К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы. Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие/продвижение организации и внешние ресурсные факторы. Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой организации, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам аудиторских услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера. К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. При составлении рейтинга определялись лидеры в различных сегментах рынка. Здесь важным фактором ранжирования служили количественные и качественные показатели по видам оценочной деятельности, специализациям. Наряду с этим, учитывалась степень деловой активности как внутри своего субъекта федерации, так и за его пределами. Оценка деятельности в ходе рейтингового процесса проводилась с учетом абсолютных показателей, представленных в электронной анкете и коэффициентов деловой активности. Анализ проводился на основании сведений, представленных аудиторскими организациями по итогам работы за первое полугодие 2004 года. Таким образом, федеральный интегрированный рейтинг аудиторских организаций по итогам работы за 2004 г., основывается, прежде всего, на двух группах критериев. Первая группа – комплекс внутрикорпоративных показателей аудиторской деятельности. Вторая - внешние проявления деловой активности организации, компании, фирмы.

К первой группе относятся: основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы.

Во вторую группу входят: доля бюджета, направленная на развитие/продвижение организации и внешние ресурсные факторы.

Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, дает достаточно полное представление о производственном потенциале каждой организации, а в совокупности со сводными рейтинговыми таблицами отражает их ранжированный порядок. Такой подход, по мнению разработчиков данной методики, позволит заказчикам аудиторских услуг четко определиться в выборе наиболее приемлемого по нужным показателям бизнес-партнера. К базовым показателям финансовой деятельности относятся: показатели финансовой устойчивости, коэффициенты финансового состояния и др. Анализ проводился на основании сведений, представленных аудиторскими организациями по итогам работы за 2004 год:
1. Выручка по работам (услугам) в области аудиторской деятельности за год.
2. Относительный рост выручки от аудиторских услуг по сравнению с предыдущим годом.
3. Совокупная выручка от всех видов деятельности за год, в том числе доля выручки от работ (услуг):
- аудиторские услуги (см. п. 1),
- консалтинговые услуги,
- оценочная деятельность и др.
4. Относительный рост совокупной выручки по сравнению с предыдущим годом.
5. Средняя выручка на одного аудитора за год.
6. Средняя стоимость одного часа работы одного специалиста (аудитора).
7. Прибыль.
8. Уставный капитал.
9. Сведения о страховании.
К внутренним ресурсным факторам относятся:
1. Время работы компании на рынке аудиторских услуг.
2. Наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов РФ.
3. Имеющиеся патенты, зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и др.
4. Количество штатных сотрудников (общая списочная численность работников на текущий момент).
5. Количество штатных аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора.
6. Количество привлекаемых аудиторов.
7. Количество привлекаемых специалистов и экспертов другого профиля (консультантов, оценщиков, бухгалтеров, юристов, инвестиционных аналитиков, маркетологов и др.) для оказания сопутствующих аудиту услуг согласно Ст.1, п.6 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности".
8. Основные виды деятельности.
9. Специализация по видам услуг.
Под долей бюджета, направленной на развитие и продвижение аудиторской организации в данной методологии подразумевается:
1. Наличие рекламного бюджета и его объем.
2. Наличие технологий / инструментария, применяемых в деятельности по связям с общественностью (Интернет – сайт и др.).
К внешним ресурсным факторам также относятся:
1. Количество аффилированных компаний / Степень аффилированности с компаниями, входящими в группу / Наличие филиалов, представительств, дочерних фирм.
2. Территория оказываемых услуг.
3. Обслуживаемые отрасли народного хозяйства.
4. Количество клиентов в различных секторах экономики.

Лидеры рынка, деятельность которых особенно заметно влияет на состояние отрасли бизнес-услуг, группируются в отдельные корпоративные категории (А, Б, В). По специальным показателям определяются индексы: UNi(Ауд) (для аудита), UNi(Кон) (для консалтинга), UNi(Оц) (для оценки стоимости) и др., комплексно отражающие положительную (+) или отрицательную (-) динамику рынка бизнес-услуг и прогноз развития отраслей. Совокупность рейтинговых индексов, рассчитанных по каждой организации и/или группе компаний, в сочетании с другими показателями по каждой отрасли является самым надежным опережающим индикатором (leading indicators) рынка бизнес-услуг. Технология выделения из всего множества разнообразных параметров, характеризующих деятельность компаний однородного сегмента (специализацию по Классификатору ЮНИПРАВЭКС), позволяет рассматривать итоговые показатели рейтинга в качестве единообразного товара. Это является уникальной особенностью системы индексов, разработанных компанией «ЮНИПРАВЭКС»/«UNipravex» для рынка бизнес-услуг. Благодаря этой системе происходит переход от статистически неустойчивых величин (например, совокупной выручки) к тарифному индексу, плавно меняющейся величине, определяемой общими тенденциями рынка. В таком контексте индексы UNi(Ауд), UNi(Кон), UNi(Оц) и др., становятся схожими по стратегическим целям с фондовыми индексами. Поскольку их величина не отражает цены за какую-либо конкретную услугу, а является лишь ориентиром увеличения, уменьшения или стабильности показателей. В этом случае, наиболее важное значение имеет не столько абсолютная величина индекса, сколько ее изменение, которое, как и изменения всех фондовых индексов (ММВБ, РТС, Dow Jones Index, S&P, NASDAQ, Nikkei и др.) является показателем общерыночных тенденций к повышению или понижению.

Научно-методологический инструментарий, разработанный компанией «ЮНИПРАВЭКС» для исследования, анализа и проведения рейтингового процесса рынка бизнес-услуг, представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев, корпоративных показателей, тарифных показателей, шкал, измерителей, и т.п. Для рейтинга аудиторов, консультантов, оценщиков отбирались показатели и данные, использование которых абсолютно обязательно, так как они наиболее полно и объективно раскрывали предмет и содержание деятельности организации/компании/фирмы/группы компаний. Наряду с этим в методологию включен инструментарий смежных отраслей научных знаний, но таких, без характеристики которых невозможно цельное понимание его ценности в каждой процедуре, задаче, работе. В основу разработки системы индикаторов для измерения количественных характеристик и величин рынка бизнес-услуг легли именно качественные подходы. Разработчики методологического инструментария стремились к тому, чтобы главной исследовательской задачей являлось создание не громоздкого и неподвижного «архива фактов», а, прежде всего, оперативной, мобильно действующей, практикоориентированной модели информационно-аналитического продукта. А, поскольку в прикладном анализе экономического развития самым распространенным методом является качественная экспертная оценка, совокупность предложенных методов осмысливается в аналитическом сопоставлении, осуществляемом сообществом аудиторов, консультантов, оценщиков и др. К примеру, итоги интегрированного рейтинга аудиторских организаций показали, что от всех услуг, сопутствующих аудиту, на консалтинг пришлось более половины доходов, на оценочные услуги около трети, а на другие виды деятельности – десятая часть от общей выручки. В целом же, предложенные методы и методики решали задачу не только оптимального сочетания адекватных качественных и количественных показателей внутри бизнес-сообщества для повышения конкурентоспособности, но и приемов анализа применительно к динамике отношений между заказчиками услуг и их исполнителями.

Результатом рейтинга аудиторских организаций является выявление перспективных точек роста и степени привлекательности различных секторов российской экономики с целью приоритетности оказания в них аудиторских услуг и формирования устойчивой клиентской базы для каждой аудиторской организации.

Полностью методология представлена в официальном ежегодном бизнес-каталоге «Аудит в Российской Федерации, СНГ и Зарубежье».

Источник таблиц: ИРА ЮНИПРАВЭКС

При републикации материалов гиперссылка на rating.rbc.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на ratings@rbc.ru.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь ratings@rbc.ru.
Все права защищены и охраняются законом. © 1995 - 2016 РосБизнесКонсалтинг.