РБК
Последние рейтинги

Макроэкономика

Самые пьющие страны

Рейтинг актуален на 22.03.06

Проблема "алкоголизации" остро стояла в нашей стране со времен СССР. Переходный период 90-х и новейшие потрясения совместно с либерализацией потребительского рынка также стимулировали потребление алкоголя. Однако обстановка в мире также далека от стабильной, в связи с чем представляется интересным рассмотреть мировую динамику потребления алкоголя и сопоставить ее с российской.

Первое место в рейтинге занимает Люксембург. Однако это не значит, что каждый житель этой маленькой страны является хроническим алкоголиком. Все дело в том, что на данные статистики сильнейшее влияние оказывает потребление и вывоз за границу алкоголя туристами и нерезидентами. Реальное первое место занимает Франция, где потребление алкоголя на человека в год составляет 14,8 литров. Львиную долю в «алкогольном портфеле» француза занимает вино, ставшее составляющей любой трапезы и развлекательного мероприятия. Этим же можно объяснить 6 место Испании и 23 место Италии. Употребление вина можно считать национальной, культурной особенностью данных стран, поэтому высокий уровень алкоголизации не следует выдавать за национальную проблему.

Третье место занимает Ирландия с ее любовью к пабам и пиву. «Пивные компоненты» оказывают сильное влияние и на размер потребления алкоголя в Великобритании и Чехии.

В России потребление алкоголя в 2003 году составило 9,3 литра на человека в переводе на чистый спирт. При этом считается, что в данной статистике не учитываются самодельные напитки – вино, водка и самогон. Между тем, в деревнях и небольших городах этот суррогатный алкоголь остается зачастую основным и единственным, который может себе позволить местный житель. Таким образом, по различным оценкам, официальные данные необходимо увеличивать в 1,5-2 раза.

Если отталкиваться от официальных данных, то по абсолютному потреблению алкоголя Россия занимает вполне скромное 19 место. Однако большие опасения вызывает первое место по темпам прироста. Причем, если 65,5% увеличение с 1990 по 2003 год еще можно объяснить переходным периодом, аномией и кризисами, то рост на 19,7% с 2000 по 2003 год мотивировать чем-то уже затруднительно. По многим параметрам именно в это время мы стали жить значительно лучше, и уже на заре периода преодолели многие последствия дефолта 1998 года. При этом потребление крепкого алкоголя постепенно снижается и заменяется слабоалкогольными напитками – вином, пивом и набирающими популярность слабоалкогольными коктейлями.

Интересно сопоставлять нас с соседями, которые традиционно считаются неравнодушными к водке, – финнами. По абсолютному значению потребления чистого алкоголя мы пока не дотягиваем, но по темпам прироста опережаем. И это при том, что цены на водку в Финляндии, в связи с импортом эстонского алкоголя, упали. Других скандинавов – шведов и норвежцев - мы обходим по обоим показателям. А ведь эти страны наиболее близки к нам по структуре потребления алкоголя – крепкие напитки, в частности, водка, занимают в ней приоритетную позицию. И только Дания со своими стабильными 11,5 литрами на человека возглавляет список северных стран.

США незначительно отстает от России по абсолютному потреблению, но устойчиво снижает его объемы с 1980 года. За последний год Америка вышла на единый уровень потребления алкоголя, что можно объяснить высоким уровнем национального самосознания и стабильной экономикой.

Германия, занимающая 13 место в рейтинге, славится посиделками в пивных. Но борьба с алкоголем на рабочем месте окончательно перенесла «алкогольные праздники» за пределы офисов, поэтому количество выпитого неуклонно снижается.

В России в последние годы на фоне стабилизировавшейся внутриполитической обстановки все более приобретают популярность меры по борьбе с вредными привычками населения. Антиалкогольная кампания включает ограничение рекламы алкоголя, запрет продаж в общественных местах, ужесточение контроля за реализацией алкоголесодержащих напитков детям. Глобализация и сильно расширившиеся информационные горизонты укрепляют самосознание и самоконтроль. Поэтому стоит надеяться, что кривая потребления алкоголя в России пойдет на спад.

Источник таблиц: Nationmaster, РБК


При републикации материалов гиперссылка на rating.rbc.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на ratings@rbc.ru.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь ratings@rbc.ru.
Все права защищены и охраняются законом. © 1995 - 2016 РосБизнесКонсалтинг.