Доход мировой фитнес-индустрии в 2005 году составил 39,1 млрд. долларо">
РБК
Последние рейтинги

Потребительские рынки

Лучшие фитнес-клубы Москвы

Рейтинг актуален на 10.11.06

Доход мировой фитнес-индустрии в 2005 году составил 39,1 млрд. долларов. Число приверженцев здорового образа жизни достигло 85 млн. человек, что, впрочем, составляет лишь 1,3% от общей численности населения. Самыми активными любителями спорта являются американцы, канадцы и норвежцы: в среднем каждый 8 житель этих стран состоит в членстве фитнес-клуба. Всего в мире насчитывается 82,3 тыс. клубов, где всегда можно «разомнуть свои косточки». Самыми «спортивными» странами по числу фитнес-центров признаны США, Бразилия и Италия: суммарное количество клубов в этих странах достигает 40 тыс. штук.

За последнее десятилетие доходы россиян выросли в несколько раз, и любители здорового образа жизни, с подачи средств массовой информации, начали активно «инвестировать в свое тело». В 2005 году доход российской фитнес-индустрии, по оценкам международной ассоциации IHRSA, составил 600 млн. долларов. Всего на территории РФ на сегодняшний день работают 1200 клубов, в которых ежедневно «трудятся» 2 млн. россиян.

Цена на фитнес-услуги в России продолжает оставаться высокой: в среднем клубная карта стоит 1600 долларов. Для примера, посещение фитнес-клуба в Японии обойдется вам в 400-500 долл. в год, а в Риме – 350-450 долл. «Я бы не сказал, что фитнес-услуги в России однозначно дорогие. На рынке уже есть клубы, работающие в разных ценовых сегментах: от 500-600 долл. и до 3500-4000 долл. за годовую карту, с основной концентрацией клубов, конечно же, в сегменте 1000-1500 долл. Я считаю, что в нижнем и среднем из перечисленных сегментов и будет продолжаться рост» - считает управляющий директор фитнес-сетей Reebok и MaxiSport Денис Семенихин.

По мнению PR-директора компании «Страта Партнерс» Аллы Хусаиновой, наличие «дорогих» фитнес-услуг обусловлено рядом объективных причин. Их основными потребителями является группа людей, которые предъявляют особые требования к уровню услуг, полноте опций и соответствию текущим мировым тенденциям. Это означает увеличение затрат клуба на создание и внедрение эксклюзивных предложений, технологических инноваций. А подобное предложение не может быть дешевым по определению. Безусловно, уровень доходности премиального сегмента выше, чем в масс-маркет. Во многом поэтому ниша премиум на рынке фитнес-услуг была сформирована в первую очередь, и лишь затем фитнес-операторы стали осваивать средний ценовой сегмент.

На сегодняшний день крупнейшими игроками на российском рынке являются World Class (29 клуба), «Планета Фитнес» (27 клуба) и «Страта Партнерс» - сети клубов Orange Fitness, CityFitness (25 клуба). Укомплектованность столичного рынка клубами заставляет крупных игроков осваивать новые регионы, а конкуренция в больших городах - продумывать новые стратегии продаж клубных карт. «В последнее время мы начали применять достаточно «диктаторскую» политику в стратегии продаж, т.е. перечень предложений по типам карт в клубах стал более ограниченным. Мы почти нигде больше не продаем карты «короче», чем один год, потому что нам более интересно привлекать в наши клубы именно эмоционально и финансово лояльных клиентов» - говорит Д. Семенихин.

«Мы сделали акцент на привлечение корпоративных клиентов. Совместные занятия в фитнес-клубе с коллегами становятся важным элементом в построение корпоративной культуры. К тому же, это нормальная практика для крупных компаний, которые заботятся о здоровье своих сотрудников» – рассказала директор по продажам компании «Страта Партнерс» Олеся Трегуэт, - «Мы не рекомендуем компаниям брать на себя полностью расходы на приобретение абонементов в фитнес-клубы для персонала. Как правило, бесплатные карты не вызывают нужного интереса. Лучшая мотивация для сотрудника какой-либо компании заняться фитнесом по корпоративной карте в том случае, когда часть ее стоимости он оплачивает сам».

Основной тенденцией на рынке является демократизация фитнес-услуг: в начале года Alfa Capital Partners и World Class объявили о заключении партнерства с целью дальнейшего развития сети клубов и выхода в регионы. Аналогичного курса придерживается «Страта Партнерс»: по словам А. Хусаиновой, сегодня компания видит одну из перспектив для рынка российского фитнеса в развитии демократичного формата, когда фитнес станет полностью доступен значительно большей аудитории как в столице, так и в российских регионах. Стоимость годового абонемента в клубы без бассейна в данной категории эквивалентна 500-800 долл., в клубы с бассейном – 600–1200 долл. В среднем, такие предложения порядка 2,5 раз дешевле, чем цена клубной карты в премиум-сегменте.

«Пятизвездочными» в ценовой категории «класса премиум» стали 2 клуба World Class и «Планета Фитнес», в категории «средний класс» - 2 клуба MaxiSport и ФитнесМания, а в категории «эконом-класс» лидируют 2 клуба «Планеты Фитнес» и CityFitness. Эти центры получили по пять звезд за наилучшее соотношение цена/услуги: помимо относительно невысокой цены карты клуб предлагает и весь набор дополнительных услуг. Следует учесть, что методика данного рейтинга не учитывает качество предоставляемых услуг и ремонта помещения, профессионализм инструкторов, уют клубов и доброжелательность персонала.

По мнению экспертов, эксклюзивность финтес-услуг и заоблачные цены отходят в историю. В условиях конкуренции клубы вынуждены уменьшать ценовой прессинг, а клиентская база прирастает за счет освоения новых регионов. Фитнес-операторы будут стараться удержать «старых» клиентов, так как привлечение новых обходится дороже. «Российский рынок фитнеса развивается стремительно, тем не менее, сегодня степень проникновения фитнес-услуг, по оценке экспертов, не превышает 1,5% по всей стране. Эта сфера бизнеса будет привлекательна как для крупных сетей и фитнес-операторов, причем и российских, и серьезных иностранных компаний, так и для независимых локальных клубов» - отмечает А.Хусаинова.

По словам пресс-секретаря компании World Class Анастасии Чернецкой, никто из игроков, которые сейчас есть на этом рынке, никуда не собирается уходить. Возможен приход в Россию западных игроков, но в этом случае им придется кого-то покупать, вкладывать огромные инвестиции, чтобы компенсировать то время, которым мы смогли воспользоваться: это касается и мест размещения клубов, и клиентской базы, и наработанного имиджа, и многого другого.

Источник таблиц: РБК.Рейтинг


При републикации материалов гиперссылка на rating.rbc.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на ratings@rbc.ru.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь ratings@rbc.ru.
Все права защищены и охраняются законом. © 1995 - 2014 РосБизнесКонсалтинг.