РБК
Последние рейтинги

Авторынок

Самые автомобилизированные города России

Самыми автомобильными городами России стали города Дальневосточного региона и Сибири: Владивосток, Иркутск, Сургут и Тюмень – именно здесь люди меньше всего ходят пешком. Если в Москве лишь третья часть официально зарегистрированного населения передвигается на автомобилях, то во Владивостоке, например, на машине ездит каждый второй. То, что больше всего автовладельцев насчитывается в сибирских и дальневосточных городах, говорит не столько о том, что люди там зарабатывают больше, сколько о доступности почти новых и совсем подержанных автомобилей из Японии.

Рейтинг городов по количеству автомобилей на 1000 человек
Город Кол-во авто на тыс. чел. Доля иномарок, % Автопарк, шт. Население, тыс. чел.
1 Владивосток 566 88.3 328 849 581
2 Красноярск 384 35.5 355 884 927
3 Сургут 377 42.2 109 408 290
4 Тюмень 374 32.9 205 681 550
5 Краснодар 350 35.6 248 377 709
6 Калининград 338 85.3 142 843 422
7 Москва 338 50.8 3 527 135 10 443
8 Нижневартовск 334 40.5 80 727 242
9 Пенза 297 29.1 151 210 509
10 Калуга 293 25.9 96 023 328
Чтобы загрузить всю таблицу, щелкните по ней мышкой

В августе-сентябре 2008 года аналитическое агентство “Автостат” провело исследование структуры автомобильных парков по городам России. Аналитики исследовали 170 российских городов с населением свыше 100 тысяч человек. По каждому городу по всем основным автомобильным брендам была проанализирована структура парка автомобилей по году выпуска. Всего по состоянию на начало 2008 года автомобильный парк в РФ начитывал более 30 млн легковых автомобилей. В итоге выяснилось, что российский автопарк приживается в основном за счет северных и восточных регионов, где люди, оказывается, живут гораздо лучше, чем в Центральной части РФ.

Так, самым “автомобильным” городом по плотности автомобилей в городе в итоге стал Владивосток. Здесь на каждую тысячу жителей приходится по 566 автомобилей, при том что общая численность населения города составляет 581 тыс. человек. То есть больше половины города ежедневно садится в автомобили. Еще бы, ведь на дальневосточном рынке существуют все предпосылки для того, чтобы менять машины как перчатки благодаря возможности импорта недорогих подержанных или почти новых автомобилей из Японии. Так, около 50% парка легковых автомобилей на Дальнем Востоке приходится на бренд Toyota. Вторая по популярности автомобильная марка в Приморье – это Nissan. Она занимает 15% парка Владивостока. Далее в рейтинге предпочтений жителей главного дальневосточного города идут Mitsubishi (7%), Honda (4,8%), Mazda (4,1%), Suzuki (2,4%), Subaru (2,1%) и Isuzu (1,6%).

В целом аналитики отмечают, что на долю японских марок здесь приходится 87% парка. А вот американские, европейские, корейские и китайские марки на Дальнем Востоке встречаются крайне редко. На долю всего остального мирового автопрома (отличного от японского и российского) приходится менее 3% парка Владивостока. Аналитики также отмечают, что автомобильный парк Владивостока – самый старый среди крупных городов России. Доля машин в возрасте 10 лет и старше здесь превышает 80%. Для сравнения, таких автомобилей в Москве насчитывается 37%, а в Санкт-Петербурге – 38%.

За Владивостоком следует “сибирская автомобильная тройка”: Красноярск (384 автомобиля на 1 тыс. человек), Сургут (378 автомобилей на 1 тыс. человек ) и Тюмень (374 автомобиля на 1 тыс. человек ). Здесь даже больше трети населения передвигается на колесах – в этих городах плотность автомобилизации больше, чем в Москве (338 автомобилей на 1 тыс. человек). Все остальные крупные города численностью от 700 тыс. до 1,5 миллионов человек (Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Казань, Ростов-на-Дону, Уфа, Ярославль, Иркутск) в среднем имеют около 200-250 автомобилей на каждую тысячу человек – то есть даже в городах-миллионниках только пятая часть населения может позволить себе иметь машину. Кстати, в Санкт-Петербурге, втором по численности городе России (4 млн 571 тыс. человек), степень автомобилизации такая же (238 автомобилей на каждую тысячу человек), то есть сравнительно небольшая. И правда, какой-то страсти к автомобильным новинкам, как в Москве, здесь не питают – или просто уровень доходов чуть ниже. Посмотрим, как изменится ситуация после открытия новых питерских автозаводов.

Москва, хоть и является самым большим городом по численности населения (где официально проживает 10 443 000 человек, а неофициально на 2-6 миллионов больше), – не самый автомобилизированный город в России. Официально на каждую тысячу человек здесь приходится 338 автомобилей, в пробках на дорогах стоит только третья часть населения – все остальные миллионы ежедневно спускаются в метро. Но на самом деле и людей, и машин в Москве гораздо больше, ведь строго разграничить город и Московскую область невозможно.

Аналитики констатируют, что московский авторынок уже на 90% занят иномарками. Самая распространенная иномарка в Москве, так же как и в Питере, – это Ford. В группу лидеров по приросту парка помимо Ford входят такие марки, как Nissan (30 882 шт.), Hyundai (28 408 шт.), Chevrolet (23 609 шт.), Toyota (23 505 шт.), Mitsubishi (23 330 шт.), Opel (19 407 шт.), Renault (17 119 шт.). Замыкает десятку лидеров японский бренд Mazda (15 744 шт.), а на подступах к ней стоят еще две японские марки: Honda (14 485 шт.) и Suzuki (13 577 шт.). Тем не менее аналитики отмечают, что в структуре парка Москвы по-прежнему достаточно много автомобилей Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Audi, массово завозившихся еще в 90-е годы. В итоге все эти четыре марки пока еще входят в десятку лидеров по размеру парка.

В это время лидерами по количеству российских моделей оказались города Ростов-на-Дону, Волгоград и Краснодар. Но и здесь в последнее время прирост парка идет в основном за счет новых иномарок. Доля российских марок также относительно высока в таких городах, как Махачкала, Тамбов, Орск, Нальчик, Уфа, Воронеж, Рязань, Пенза, Набережные Челны, Смоленск, Саранск и ряд других. Самыми слабо насыщенными в автомобильном плане стали такие, между прочим, крупные города, как Волгоград (181 автомобиль на 1 тыс. человек), Пермь (185) и Челябинск (188). Видимо, все-таки в этих городах люди живут достаточно бедно и только менее чем пятая часть населения может позволить себе иметь машину.

В целом, если брать европейскую часть России, то отчетливо прослеживается тенденция – чем меньше город, тем меньше там свежих иномарок и больше число старых отечественных машин. Единственным исключением в этой закономерности являются малые города Московской области – здесь и обеспеченность населения автомобилями выше среднего, и доля новых иномарок значительно больше. Анализ российского автопарка также продемонстрировал, насколько силен все-таки “праворульный блок” Дальневосточного и сибирских регионов. Если вдруг правительство все же решится на запрет правого руля, страшно представить даже, что будет, если автомобилисты “большой сибирской тройки” выйдут на улицы.

Источник таблиц: Autonews


http://www.rbc.ru/

При републикации материалов гиперссылка на rating.rbc.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на ratings@rbc.ru.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь ratings@rbc.ru.
Все права защищены и охраняются законом. © 1995 - 2014 РосБизнесКонсалтинг.