РБК
Последние рейтинги

Авторынок

Самые популярные китайские автомобили

Рейтинг актуален на 07.11.08

Первые автомобили китайского производства официально были проданы в России в 2004 году. Согласно маркетинговому отчету “Автопром Китая и его экспансия на российский рынок” аналитического агентства “Автостат” сначала это были 260 пикапов Tianye Admiral. В следующие несколько лет количество китайских марок и объемы их продаж в нашей стране сильно выросли.

В 2005 году продажи автомобилей из Поднебесной составили 6308 штук, а их доля на российском рынке иномарок превысила 1%. Уже в 2006 году их реализация выросла более чем в три раза – почти до 23 тысяч единиц. А в 2007 году китайская экспансия на авторынок России достигла новых высот: количество брендов из Поднебесной достигло 14, и за 12 месяцев было продано порядка 57 тысяч автомобилей производства КНР, что составило 3,5% от общего объема реализации иномарок.

Показательно, что почти все китайские марки увеличили свои продажи. 2008 год стал переломным для китайских автопроизводителей в России. По итогам I полугодия, когда о кризисе еще никто и не помышлял, в нашей стране было продано только 25 тысяч машин из Поднебесной. То есть китайский автопром немного сдал свои позиции, тогда как весь рынок иностранных автомобилей вырос на 40%. К сентябрю продажи китайских автомобилей совсем снизились до 2472 в месяц. То есть падение продаж составило 40% по отношению к продажам сентября прошлого года. А это значит, что с учетом финансового кризиса, который не прошел мимо России, по нашим прогнозам итоговые продажи китайцев застрянут на отметке около 40 тысяч автомобилей.

Самые популярные китайские автомобили
Марка 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. Январь-июнь 2008г. Январь-сентябрь 2008г. Всего 2004-2008г.
1 Chery - 476 12 242 37 120 9 891 13 675 63 513
2 Great Wall - 4 070 4 788 6 238 5 409 7 251 22 347
3 BYD - 152 1 694 2 566 2 962 4 401 8 813
4 Geely - - - 3 721 2 321 - 6 042
5 FAW - - 1 780 1 077 878 1 488 4 345
6 Hafei - - 1 253 2 246 467 512 4 011
7 Lifan - - - 300 1 958 3 433 3 733
8 Tianye 260 1 610 96 51 - - 2 017
9 ZX - - - 1 303 694 - 1 997
10 Derways - - 681 710 - - 1 391
Чтобы загрузить всю таблицу, щелкните по ней мышкой

Агентство “Автостат” ссообщает, что первые легковые автомобили были выпущены в КНР ровно полвека назад, в 1958 году, однако национальный автопром работал исключительно на правительство этой страны, выпуская седаны и лимузины для китайских чиновников. По-настоящему массовый характер производство легковых автомобилей получило только в середине 80-х, когда в Китае начали появляться множество новых автозаводов, для которых правительство закупало лицензии и технологии у крупнейших зарубежных корпораций. Сегодня китайцы уже без помощи правительства штампуют десятки разных моделей на сотнях больших и маленьких автозаводов. По данным агентства Automotive Resources Asia, по итогам 2007 года продажи легковых автомобилей в Китае выросли уже до 5,2 млн машин (третье место в мире). Последнее десятилетие китайский автопром развивается по пути “клонирования” конструкции и дизайна западных моделей. Но уже следующее десятилетие, похоже, пройдет под знаком становления своей собственной конструкторской и дизайнерской школ, благо людские ресурсы в этой стране есть.

Китайским автокомпаниям уже тесно в рамках одной страны. Они видят возможности своего роста в освоении внешних рынков, и приоритетное место среди них отводится России. И прежде всего потому, что наш растущий рынок находится к ним ближе всего и в России самые простые правила сертификации автомобильной продукции. Именно жесткая сертификация стала основной преградой на пути китайских моделей в Европу.

В настоящее время в нашей стране реализуются всего четыре проекта. На заводе “АМУР” выпускаются седаны Geely Otaka, на предприятии “Автотрейд-12” совместно с дистрибьюторской компанией “Ирито” производится сборка седанов Brilliance M2, на заводе “Дервейс” развернуто производство автомобилей Lifan и на ТагАЗе выпускаются автомобили Chery, в том числе под собственным брендом Vortex Estina. Ни один из них так и не получил таможенных льгот на работу в режиме промсборки. В российском правительстве есть негласный запрет на предоставление этого режима автопроизводителям из Поднебесной. В результате ряд проектов практически скончались, так и не начавшись. Так, договор, подписанный новоуральским предприятием “АМУР” с китайскими Geely и ZX Auto, предусматривал объемы выпуска до 30 тысяч, переход на полный цикл в течение полутора лет с начала производства, а также локализацию не менее 30% комплектующих в последующие два-три года. Но так ничего и не вышло, производство там чисто символическое. По той же причине “накрылась медным тазом” сборка автомобилей Chery на предприятии “Автотор” в Калининграде.

С введением экологического стандарта “Евро-3” мелкие компании, такие как Changfeng и Tianye, прекратили поставки своих машин в нашу страну. А внедрение более жестких правил сертификации автомобильной продукции станет в будущем основным препятствием для китайских автомобилей. Недавнее постановление правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлины на готовые кузова в размере, равном 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за 1 штуку, делает сборку китайских автомобилей в России абсолютно невыгодной.

Однако интерес к российскому рынку все еще огромен, такие компании, как Great Wall и FAW, все еще не отказываются от планов организовать сборку своих автомобилей в России. Другие компании также ищут новые рынки сбыта и приходят в Россию: в апреле нынешнего года в России дебютировала марка Maple, а в октябре стартовали продажи компактного хэтчбека Chana Benni. По прогнозам агентства “Автостат”, начиная с 2010 года прирост продаж китайских машин на российском рынке может выйти на уровень 50-60% в год и к 2012 году их суммарный объем реализации уже будет находиться на отметке в 380-400 тысяч машин в год.

Однако эти цифры лучше скинуть вдвое. Во-первых, потому что политика российского правительства по отношению к китайским автомобилям абсолютно не меняется. Во-вторых, АвтоВАЗ в сотрудничестве с Renault собирается начать производство современной линейки автомобилей в той же ценовой нише, которую намереваются оккупировать китайские автомобили. А в-третьих, негативный имидж китайских автомобилей в обществе меняется крайне медленно, и его изменению не способствуют сами китайские компании. Они не уделяют должного внимания проблемам сервиса своих автомобилей и поставки запчастей, что объясняется особенностями автомобильного рынка Китая и отсутствием опыта дистрибуции у автопроизводителей этой страны. Что касается мелких китайских предприятий, то они, как правило, не предъявляют к своим дилерам вообще никаких требований, за исключением плана продаж. Дело дошло до того, что от такого “перспективного” бизнеса (прогнозируемый “Автостатом” рост в десять раз всего за три-четыре ближайших года) отказываются дилеры.

Компания “Атлант-М” объявила о том, что приняла решение завершить поставки в Россию автомобилей китайского производства марок Brilliance, Changfeng, JMC, Shuanghuan. Фирма “ДИСА” в прошлом году начала продавать внедорожники Leopard производства Changfeng Motor Group. Но с внедрением в России экологических требований “Евро-3” китайский автопроизводитель оказался не готов к официальной сертификации своих автомобилей по новому стандарту, и продажи были свернуты. По полному циклу выпускаются только автомобили Chery на Таганрогском автозаводе. Таким образом, в ближайшее время на российском рынке останутся только крупнейшие китайские бренды. Однако и они в конкурентной борьбе с иностранными автоконцернами лишены важного преимущества в виде режима промсборки и со временем утратят свое главное преимущество над иномарками – максимально выгодное соотношение цены и комплектации.

Источник таблиц: Автостат


http://www.rbc.ru/

При републикации материалов гиперссылка на rating.rbc.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на ratings@rbc.ru.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь ratings@rbc.ru.
Все права защищены и охраняются законом. © 1995 - 2014 РосБизнесКонсалтинг.