РБК
Последние рейтинги

Компании

25 крупнейших медиакомпаний постсоветского пространства

Рейтинг актуален на 11.04.12

В предварительный список медиакомпаний, работающих на рынках постсоветских стран, редакция включила около 50. 25 крупнейших были выделены с помощью нескольких критериев. Объем годовой выручки показывает коммерческую успешность компании. Недельный охват аудитории демонстрирует масштаб медиаресурса компании. То, насколько влиятелен этот ресурс и насколько эффективно медиа каждой компании способны донести до потребителя самый важный контент – новостной, редакция определяла с помощью критерия «Информационное влияние». И наконец, оценка технического покрытия дает представление о технологической емкости рынка и потенциале компании. (Подробнее – см. «Критерии отбора»).

В итоговый список с учетом описанных критериев попали 25 компаний, работающих на крупнейших рынках постсоветского пространства: российском (8,76 млрд долл.; здесь и далее – данные за 2011 год – ред.), украинском (1,02 млрд долл.), казахстанском (293 млн долл.), белорусском (100 млн долл.).

Объем рынка прибалтийских стран (около 300 млн долл. в совокупности) позволяет компаниям, работающим на нем, участвовать в рейтинге. Однако на рынках Балтии доминирует иностранная компания - шведский холдинг Modern Times Group. Остальные игроки существенного влияния на рынок не оказывают. Объем выручки ближайшей к MTG медиакомпании находится далеко за пределами топ-25.

Небольшая емкость рекламного рынка Грузии (55 млн долл.) не позволила оперирующим на нем местным холдингам попасть в итоговый топ-25.

Таблица и расчеты

При составлении таблицы значению каждого критерия присваивались баллы. Их максимальное количество соответствует 25-ти, то есть числу фигурантов списка. Баллы в пределах критериев распределялись в следующем диапазоне: фигурант с наибольшим показателем получал 25 баллов, с наименьшими – 1. К каждому из критериев применялись понижающие коэффициенты. «Выручка», как самый важный показатель эффективности, - 0,7, остальные – 0,1. Кроме того, для мультимедийных компаний к баллам в категории "Аудитория" применялся повышающий коэффициент 1,3. Баллы в каждом критерии участника рейтинга суммировались. Рейтингование проводилось по итоговому суммарному показателю после применения всех коэффициентов.

Рейтинг 25 крупнейших медиакомпаний СНГ
Медиа холдинг Сумма баллов Объем годовой выручки в 2011 (млн. долл.)
1 Газпром Медиа 24 1 563
2 ВГТРК 23 813
3 Первый канал 22 963
4 Яндекс 20 668
5 СТС Медиа 20 751
6 НМГ 19 671
7 Mail Group 19 515
8 Ю-ТВ 17 711
9 Профмедиа 17 473
10 Комсомольская правда 15 233
Чтобы загрузить всю таблицу, щелкните по ней мышкой

Критерии отбора:

Выручка – консолидированный операционный доход за 2011 год всех структур холдинга, работающих на медиарынке. Данные взяты из отчетов публичных компаний. Для определения выручки непубличных холдингов использовалась экспертная оценка. Выручка пересчитывалась в доллары США по официальному среднегодовому (2011) курсу центробанка страны, в которой работает компания.

Аудитория - недельный охват аудитории (в млн. человек, средний показатель 2012 года) каналов, станций, изданий и сайтов компании в городах с населением 100 тыс. и более. Расчет аудитории брался из базовых данных независимых исследовательских компаний, занимающихся замерами медиарынка. Возрастные параметры: ТВ 4+, радио и пресса – 12-65, интернет – 14+. Возможные пересечения аудиторий разных медиа не учитывались.

Информационное влияние - недельный охват аудитории (в млн. человек) в 2012 году новостным контентом каналов, станций, изданий и сайтов в городах с населением 100 тыс. и более и в социально активном возрастном сегменте 16-65. Данные независимых исследовательских компаний.

Техническое покрытие – доступность информационного контента для потребителя (в млн. человек). Оценивались: для ТВ - данные установочного исследования по техническому приему сигнала; для радио - суммарное население городов, в которых возможен прием радиосигнала; для прессы – количество жителей от 12 лет на рынке, на котором оперирует компания; для интернета – часть аудитории ресурса старше 15 лет, ограниченная страной, в которой работает владеющая им компания.

Украина - источники данных:

Радио - GfK USM Radio Research, 6-я волна 2012 год, база Люди 12-65 гор 50 тыс+. Пресса - MMI Украина, TNS Украина, волна 3+4 2012 год, база: Люди 12-65 гор 50 тыс+. ТВ - ПМ панель компании GfK Украина, ноябрь 2012 год. База: Люди 4+ вся Украина (включая села). Интернет - Gemius Украина, февраль 2013. База: Люди 14+, вся Украина (включая села).

Россия - источники данных:

ТВ - ПМ панель компании TNS Россия (исследование TV Index). Вещание эфирных каналов, база Люди 4+, города 100 тысяч+. Проект "ТV Index Plus" Тематические каналы, люди 4+, города 100 тыс.+ Пресса - TNS Россия, проект NRS "Май-октябрь 2012", люди 16+, города 100 тыс.+ Радио - TNS Россия, проект "Radio Index", Октябрь-декабрь 2012, люди 12+, города 100 тыс.+ Интернет - TNS Россия, проект "Web Index", Февраль 2013, люди 12-64, города 100тыс.+

Обзор российского медиарынка:

Совокупный объем медиарынка России (ТВ, печатная пресса, наружная и интернет-реклама) в 2011 году впервые превысил докризисные показатели, вплотную подойдя к отметке в 9 млрд долл. Это почти на 20% больше, чем показатель за 2010 год. Впрочем, темп роста по сравнению с 2008 годом уже не выглядит столь значительным – всего около 4%.

Неудивительно, что при таких объемах российский рынок остается практически не досягаем для стран всего постсоветского пространства. Так, общий объем медиарынка Украины за 2011 год, а эта страна располагается сразу после России, достиг отметки чуть более чем в 1 млрд долл., что в 9 раз меньше.

Темп роста в 20%, безусловно, усредненный показатель, и говорит он, скорее, о том, что все сегменты медиа в России, без исключения, показали положительные изменения по сравнению с 2010 годом. Однако если рассматривать их по отдельности, то здесь можно выделить как своих лидеров, так и аутсайдеров.

Очевидно, и данная тенденция сохраняется уже не один год, самым динамичным сегментом является интернет-реклама. Ее рост по итогам 2011 года составил порядка 56%, достигнув объема в 1.44 млрд долл. В ближайшие годы темп немного сократится, но продолжит оставаться самым высоким из всех медиа. Так, по мнению ряда экспертов, речь может идти о 28-30% в год.

Что касается аутсайдера, то им, как и ожидалось, стали печатные СМИ. За год рост составил всего 6% (1.39 млрд долл. в 2011 году). Темп роста оказался ниже, чем у радио, а у этого сегмента медиа объем рекламного рынка на порядок меньше - не превышает 500 млн долл.

Если же говорить именно об объемах рекламного рынка, то тут безоговорочным лидером, и этот статус-кво в обозримом будущем явно не будет нарушен, остается ТВ. В 2011 году объем рынка телевизионной рекламы достиг отметки в 4.5 млрд долл., что соответственно на 19% больше, чем было в 2010 году.

По прогнозам экспертов, в ближайшие годы доля телевизионных размещений именно за счет высоких темпов роста интернета, будет сокращаться. Однако это «падение» нельзя назвать существенным – всего 2%-3% в год.

С учетом вышеупомянутых тенденций напрашивается вполне предсказуемый вывод: чтобы успешно работать на медиарынке, нужно быть или ТВ-гигантом или мультимедийной компанией. Расстановка сил в новом рейтинге 25 крупнейших медиакомпаний СНГ как раз и является тому подтверждением.

Так, первое место, по общему количество набранных баллов (24) занимает «Газпром Медиа», который, ко всему прочему, является и крупнейшим медиахолдингом по объему выручки за 2011 год – 1.6 млрд долл. Такими выдающимися финансовыми показателями не может похвастаться не один представитель рейтинга. Так, например, выручка «Первого Канала» за аналогичный период составила 963 млн долл., что почти в 1.5 раза меньше. Впрочем, по количеству набранных баллов (22) «Первый» занимает только третью строчку, уступая вторую позицию ВГТРК. И это несмотря на то что у обладателя самого большого в России количества ТВ-каналов выручка в 2011 году еще меньше - 813.39 млн долл.

Довольно интересно ситуация обстоит с интернет-холдингами, которые располагаются в рейтинге далеко не на последних позициях. Так, четвертую строчку с 20 баллами занимает Яндекс, обладающий весьма высоким показателем по «информационному влиянию». Он оказался больше, чем у всех представителей первой тройки. И это с учетом того, что Яндекс не обладает таким мощным инструментом «влияния» как ТВ-канал.

Еще один неплохой результат, который также достоин отдельного упоминания, принадлежит Mail Group. Этот представитель рейтинга занимает с 19 баллами 7 место, являясь при этом №1 по охвату аудитории. При этом он, как и Яндекс, не имеет на телевизионном пульте отдельной кнопки, если, конечно, ТВ не оснащен функцией выхода в интернет. Иными словами, большие каналы, традиционно считавшиеся основным источником новостного контента для большинства жителей России, уже начинают проигрывать интернету. И, судя по скорости проникновения интернета в стране, удешевления доступа и развития мобильных технологий (качественные технологические изменения), данная тенденция будет только наращиваться.

Рекламодатели это также понимают, а, значит, в обозримом будущем рекламные бюджеты будут несколько корректироваться, и часть денег, безусловно, будет перераспределена в пользу интернет компаний. Уже сейчас финансовые показатели, что и подтверждает опубликованный рейтинг, вполне сопоставимы с показателями «классических» медиаигроков.

В свою очередь, участники рынка стремятся диверсифицировать бизнес и представлять контент на разных носителях, будь то печатные СМИ, интернет, радио и ТВ.

Украинский медиарынок

Общий объем медиарынка Украины (включая телевидение, печатную прессу, наружную рекламу и интернет-рекламу) в 2011 году составил 1,024 млрд. долларов. При этом объём ТВ-рекламы - 486 млн. долл., рекламы в печатной прессе – 305 млн. долл., в интернете - $74 млн., на радио - 34 млн. долларов.

Эксперты считают украинский рынок недооценённым: это значит, что при грамотных координированных действиях игроков, рекламные доходы будут вырасти. Другая особенность рынка: наличие большого количества бесплатных телеканалов. В то время, как в мире идёт тенденция к созданию нишевых платных каналов, украинские медиахолдинги не спешат приучать телезрителя платить за контент. Эксперты объясняют ситуацию неэкономическими причинами: владельцы часто используют медиа в политических целях.

На украинском рынке работает около полутора десятков медиакомпаний национального уровня. В рейтинг попали только пять, но их медиа занимают львиную долю украинского рынка. Подавляющую часть портфеля четырех из них составляют телевизионные активы. Одна, UMH group, делает ставку на интернет, радио и прессу.

Бесспорный лидер украинского рынка – компания StarLightMedia миллиардера Виктора Пинчука. Выручка холдинга в 2011 году, по оценке экспертов, превысила 220 млн. долл., что позволило ему войти в десятку крупнейших в постсоветском пространстве. В группу входит шесть телеканалов: СТБ, ICTV, «Новый канал», М1, М2 и QTV. Также холдингу подконтрольны газеты «Факты», «ИнвестГазета» и MMR. Холдинг контролирует радиогруппу «Тавр медиа», управляющую шестью национальными станциями: «Русское радио. Украина», «Хит FM», Kiss FM, RadioRocks, «Мелодия» и «Релакс».

Несмотря на обилие активов, основу бизнеса StarLightMedia составляют три телеканала: СТБ, ICTV и «Новый канал». При этом, по мнению экспертов, каждый из этих каналов в отдельности уступает каналам-лидерам украинского ТВ-рынка по охвату аудитории.

№2 среди украинских медиахолдингов - UMH group, единственная публичная компания на украинском медиарынке. По объему выручки (136 млн. долл.) она уступает лидеру рынка StarLightMedia, но заметно опережает других украинских участников рейтинга. Настолько эффективно использовать активы компании позволяет качественный портфель брендов, многие из которых занимают лидирующие позиции на рынке радио («Авторадио», «Наше радио», «Ретро FM”), интернета (информресурсы korrespondent.net, vgorode.ua, football.ua, порталы i.ua bigmir.net), прессы (газеты «Аргументы и Факты в Украине» и «Комсомольская правда в Украине», еженедельники – общественно-информационные журналы «Корреспондент», «Фокус», журнал о жизни звезд «Теленеделя»). Кроме того, UMH group владеет лицензиями на издание влиятельнейших в своих нишах Forbes и Vogue.

Подавляющая доля информационно-новостных ресурсов в портфеле группы обеспечивает ей беспрецедентную влиятельность на украинском рынке. За счет крупных радио- и интернет-активов UMH group лишь немного уступает StarLightMedia по глубине проникновения информационного вещания.

В третью крупнейшую медиагруппу Украины, U.A. Inter Media Group, входят восемь телеканалов: «Интер», НТН, «Энтер фильм», «Пиксель», «К1», «К2», «Мега» и «MTV Украина». Но основной поток рекламных поступлений обеспечивает «Интер» – самый популярный телеканал страны, исторически унаследовавший сигнал советской первой кнопки – Центрального телевидения. В феврале 2013 года собственник Inter Media Group Валерий Хорошковский продал этот бизнес Group DF Дмитрия Фирташа (80%) и главе администрации президента Украины Сергею Лёвочкину (20%). Из-за смены собственника в компании происходят ротации менеджмента, которые могут оказать краткосрочное влияние на позиции группы на рекламном рынке.

Ключевой актив компании «Медиа Группа Украина», подконтрольной самому богатому бизнесмену старны Ринату Ахметову, – телеканал «Украина». Сейчас он – один из лидеров рынка, но стратегическая задача группы – стать «главной кнопкой» Украины. Группе принадлежит «Футбол», первый специализированный платный футбольный телеканал в Украине, а также региональный телеканал «Донбасс». «Медиа Группа Украина» характеризуется большими объёмами инвестиций и развитием современных форматов. Так, видеосервис лицензионного онлайн-контента oll.tv делает бренд «Украина» привлекательным для молодёжной аудитории. Основа издательского бизнеса холдинга – ежедневная всеукраинская газета «Сегодня» совокупным тиражом 120 тыс. экземпляров в день.

Замыкает пятерку лидеров украниского медирынка холдинг 1+1 Media, в состав которого входят телеканалы «1+1», «2+2», ТЕТ, «ПлюсПлюс» и «Униан-ТВ». В 2010 году холдинг пережил смену собственника: международная медиа-корпорация Central European Media Enterprises Ltd. (CME) продала его компании Harley Trading Limited, принадлежащей совладельцу группы «Приват» Игорю Коломойскому. В холдинг входит информагентство «УНИАН», а также интернет-проекты «Главред» и «Телекритика».

Рынки других стран

Третий на постсоветском пространстве рынок по объёму рекламной выручки – Казахстан. Лидер рынка – государственный холдинг «Арна-Медиа», представленный телеканалами Evrasia, Kazakstan, Khabar, El Arna. Второй по величине холдинг – «ТВ Медиа» с каналами KTK и NTK. Неофициально контроль над ним приписывают Дариге Назарбаевой, дочери президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Белорусское медиапрпостранство контролируется государством. Крупнейший игрок рынка – Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь. В неё входят 5 общегосударственных телеканалов: «Беларусь-1», «Беларусь-2», «Беларусь-3», «Беларусь-24» и лицензионный «НТВ-Беларусь». Также в холдинг входят радиостанции «Беларусь», «Столица» и «Радиус-FM».

На прибалтийском рынке сильны позиции шведского холдинга Modern Times Group. Во всех трёх странах Прибалтики вещает развлекательный канал TV3. В Латвии летом 2012 года шведы купили второй по величине медиахолдинг страны Latvijas Neatkariga Televizija. В него который входят канал LNT, русскоязычный TV5 и развлекательный Kanals 2. А в Литве холдингу принадлежит канал для женщин TV8. На страны Балтии также вещает «Первый балтийский» (частично основанный на контенте российского «Первого канала») и «Первый балтийский музыкальный» – оба входят в холдинг Baltic Media Alliance.

Источник: РБК.Рейтинг, экспертная группа KWENDI


При републикации материалов гиперссылка на rating.rbc.ru обязательна.
Все замечания и пожелания присылайте на ratings@rbc.ru.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь ratings@rbc.ru.
Все права защищены и охраняются законом. © 1995 - 2016 РосБизнесКонсалтинг.